Группа "Капельки" МБДОУ детский сад №7 "Росинка", г. Коломна

Доклад по теме "Народная педагогика — средство духовно-нравственного развития детей."

 Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Воспитание детей, знающих и любящих свою Родину, свою семью  - задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа (освоения его народной культуры и традиций).

Народ - добрый и мудрый учитель, создавший множество песен,сказок,потешек,поговорок,загадок,дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений, в приятной форме для ребёнка, обучать его чему-то новому.

Работа в нашей группе (как и в детском саду) направленна на воспитание у ребенка с первых лет жизни гумманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье , к Родине.

Направление по которому я работаю вот уже второй год, расчитано на детей в возрасте от 2 до 4 лет.

В его основу положены принципы:

-Деффиренцированный подход к каждому ребенку, учет его особенностей , возможностей и интересов.

- Развивающий характер обучения.

- Сочетание научности и доступности исторического материала.

- Наглядность.

- Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерных возрасту детей.

- Систематичность, последовательность(воспитание эффективно, если системно).

Эти принципы связаны между собой и реализуются в единстве.

Всю работу по данной теме мы ведем по четырем направлениям:

- "Моя семья"

- "Детский сад- дом второй"

- "Моя малая Рдина"

- "Истоки старины"

Таким образом, работая по теме " Моя семья", я стараюсь, с одной стороны -  сформировать у детей первоначальное представление о семье (совместно с детьми и родителями мы создали уголок семьи, а так же каждая семья оформила свое родословное древо, для того, что бы ребенку было легче воспринимать и запоминать получаемую информацию),даю детям понятие того для чего нужна семья,воспитываю любовь и уважение к своим родным и близким, а с другой стороны,стараюсь,как можно чаще привлекать родителей к сотрудничеству с педагогами , вызываю желание активно принимать участие в жизни детского сада и группы.

"Детский сад - второй дом"

 

В этом направлении первоначально начинается работа по ознакомлению детей с группой, с игровыми центрами группы и игрушками. Важно объяснить детям,что группа будет их домом в детском саду, а воспитатели и дети - хозяева этого дома. Хорошие хозяева любят свой дом и берегут его, знают, где, что храниться,для чего нужны разные предметы и т. д. Потом проводится экскурссия по группе и все осматривается "хозяйским глазом". Поощряю желание детей поддерживать порядок  в группе, воспитываю бережное отношение к игрушкам и вещам. Совершенствую умение свободно ориентироваться в помещении детского сада.

"Моя малая Родина"

Задачи , решаемые в этом направлении - это воспитание в ребенке чувсттва гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Знакомство с улицей , по которой он  ходит в детский сад, с достопримечательностями родного города.Зарождаясь из любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к Отечеству. Работа по воспитанию любви к родному краю усложняется по мере развития детей.  Это длительное , систематичное и целенаправленное воздействие на ребенека, так как воспитание патриотических чувств не ограничевается временными отрезками. Систему работы можно предствавить следующим образом:

Семья - детский сад - родная улица - родной город - родная страна.

"Истоки старины"

Работниками дошкольного учреждения совместно с родителями оформляется мини-музей "Русская горница", выставки мастеров.

В русской горнице мы знакомим детей с русскими народными сказками,пословицами,поговорками, загадками,раскрываем традиции и обычаи русского народа.В каждый предпраздничный период музей пополняется новыми экспонатами, которые родители и дети приносят из дома или изготавливают по старинным образцам. Появлению предмета в горнице предшевствуют познавательные рассказы и целевые наблюдения.

Мини- музей мы вместе с родителями по возможности попоплняем экспонатами,такими ка: прялки, чугуны,ухваты,и разной домашней утварью. Содержанием  выставок являются произведения народно -прикладного творчества местных матеров,членов семьи и самих ребят( творческие работы по рисованию, лепке, аппликации)

Предпраздничные посиделки.

В ожидании праздника мы организуем несколько посиделок,при этом каждый раз меняется их содержание. Например: на одних мастерят предметы для оформления праздника и знакомят с новой хороводной песней, на других - делают подарки для родных и близких, играют в народные игры,на третьих -знакомят с правилами гостеприимства русского народа и т. д.

Практика показала, какое огромное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем - бережное отношение к тому,что их окружает.

Анализ моей работы показывает, что духовно-нравственное воспитание необходимо начинать закладывать именно в детском саду. Дети замечают красоту родного края,изменения в природе. они становятся более любознательными,наблюдательными,обогощается речь, активизируется словарный запас. Трепетным и уважительным стало отношение у детей к местным достопримечательностям,теснее связь с родителями.

Родители больше стали вникать в наши проблемы, учавствовать в жизни детского сада,предлагать свою помощь.Это оказывает благотворное влияние на нравственное воспитание детей,приносит им радость от общения, радует сотрудников детского сада. Дети с желание и радостью знакомятся с нашим любимым городом, а это значит, что они уже любят свою малу Родину, и есть надежда на то,что они вырастут настоящими людьми с большой буквы.

26 февраля 2013 в 14:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.